В начале-середине прошлого века сыроедение было достаточно популярно в России. Существовало множество общин сыроедов и вегетарианцев. С помощью сыроедения врачи лечили многие заболевания.
В
книге профессора М.И. Певзнера, одного из основоположников советской
науки о питании, «Основы учебного питания» (М., 1949 г.) есть длинный
перечень заболеваний, при которых назначали питание исключительно сырой
растительной пищей.
Это
подагра и мочекислый диатез, тучность и сахарная болезнь (диабет),
болезни кожи, заболевания сердца и сосудов нервной системы-особенно
функциональные неврозы гипертиреоидизм, мигрени неопределенного
характера, неврастения вследствие психогенных влияний. Это и эпилепсия,
при которой сырая пища оказывает благотворное действие, так как эта пища
не содержит поваренной соли. Это и некоторые аллергические заболевания
(здесь режим из обильной пищи рекомендовалось назначать как пробный).
Далее идут заболевания печени и почек, в том числе хронические нефриты.
Певзнер отмечает, что при хронической азотемии эффект получается иногда
только через 10-12 дней питания исключительно фруктами. «Я видел
больных,-пишет он,-которым все другие мероприятии не помогали, а питание
одними фруктами в течение 10-15 дней давало блестящий эффект».
В
этом списке и заболевания кишечника-хронические запоры и диареи,
хронические катары кишок неопределенного происхождения, особое
тропическое заболевание — спру, острые инфекционные заболевания и
хронические самоотравления… Завершает список рекомендация применять
сыроедение «при отучении алкоголиков от пьянства».
Да,
эта диета еще действеннее, чем просто переход на вегетарианство, при
котором, как давно замечено, тяга к спиртному «умирает естественной
смертью»…
Итак,
сырая пища целебна? Это правда. Но — не вся правда! Сырая растительная
пища, говоря совершенно честно, это вовсе не «средство», и те, кто
обращается к ней как к «средству», делают первый, еще неосознанный шаг к
натуризму. Как говорится, их коготок увяз, и затем, позже, они
частенько приходят к пониманию, что естественная пища — никакое не
«средство»>, а всего лишь условие, при котором организм получает
возможности самоизлечиваться.
От
этой практики — один шаг к пониманию, что философия здоровья, бытующая в
обществе, неверна. Нас, попросту говоря, приучили думать, что организм
наш так и норовит заболеть да помереть, а медицина всеми своими
средствами спасает нас oт болезней и гибели. И если уж наша медицина не
помогает, ищем другую, тибетскую, заморскую, народную… Но «внутреннего
врача» своего держим в наручниках.
На
самом деле организм человека довольно хорошо защищается сам, а многие
так называемые болезни, от которых нас лечат разными лекарствами,
представляют собой в основном приспособительные реакции организма (так
считал и крупнейший наш теоретик медицины И. В. Давыдовский). В эти
естественные процессы исцеления, исправления определенных неполадок в
организме, медицина вмешивается далеко не всегда разумно.
Наш
организм — самоизлечивающаяся система, но самоизлечение происходит
легче при соблюдении законов природы. Выходит, наша задача — прежде
всего знать, как не мешать организму самому себя исцелять, т.е. как жить
в соответствии с законами природы. А наиболее часто и грубо нарушаются
цивилизованным человечеством законы природы о предписанной человеку
пище.
В
то же время животные в природных условиях едят то, что свойственно их
организму и только в сыром виде, а при недомоганиях и вовсе отказываются
от еды, как бы чувствуя, что переваривать пищу они пока что не в
состоянии. На этих двух основных принципах и стоит натуропатия. Ей, по
всей видимости, суждено стать той самой «профилактической медициной
будущего», о которой так долго говорили нам «ортодоксальные» врачи всего
земного шара.
Если
искать истоки сыроедения, мы придем к йоге, но для медицинской науки
основателем учения о целительной силе сырой растительном пищи был
швейцарский врач М. Бирхер-Беннер. В своей книге «Основы лечения
питанием на началах энергетики» (СПб. 1914 г. ) он писал:
«…Кулинарное
искусство совершенно заслонило естественные условия. Ему мы обязаны
громадным расширением области животных пищевых продуктов. Если мы,
называя человека всеядным, подразумеваем, что мясо представляет для него
необходимость, то впадаем в ошибку.
Что
мясо не представляет необходимости, это доказывают народы, ведущие
вегетарианский образ жизни, а также и живущие среди нас строгие
вегетарианцы.
Люди,
питающиеся только фруктами, овощами и отказавшиеся от всякого
приготовления пищи на огне, так называемые сыроеды, пользуются
безукоризненным здоровьем и полной работоспособностью, стало быть,
природа не поставила ни мясо, ни кулинарное искусство необходимыми
условиями нашего питания.
В
цивилизованной среде сыроеды, в большинстве случаев энергичные и
независимые люди, освобождаются от долгих страданий благодаря влиянию
сырой пиши и отказу от общих приемов питания. Разве хорошее самочувствие
и исцеление были бы возможны для них, если бы мясо и кулинарное
искусство являлись необходимыми и бесспорно выгодными условиями
человеческого питания.?» опубликовано econet.ru